Проданное супружеское имущество вернуть теперь нельзя. Именно так конституционный суд рассудил о добросовестности при продаже собственности супругов
Если супружеская недвижимость, зарегистрированная за мужем или женой, тайком продается кому-либо, такая сделка ничтожна. Даже если покупатель не знал и не мог знать об этом, ему придется отдать купленное.
Но с июля 2021 года это правило не действует. Так решил Конституционный суд РФ, истолковав положения статьи 35 Семейного кодекса во взаимосвязи со статьей 302 Гражданского кодекса и статьями 35, 45 и 46 Конституции России. Буквальный текст семейного кодекса о
Конституционный суд принял к рассмотрению жалобу гражданина Макеева, который проиграл свое дело в судах всех инстанций Российской Федерации. Суть его дела в следующем. Через цепочку сделок о приобрел квартиру в Иркутске, которая, как выяснилось, была продана мужем в период брака без согласия жены. Супруга сочла нарушенным свое право на помещение и поэтому обратилась в суд, который истребовал квартиру у Макеева и передал ее жене.
Рассуждение судей конституционного суда рассудили следующим образом. Поскольку право собственности было зарегистрировано за продавцом, Макеев был вправе рассчитывать на юридическую чистоту сделки. При этом он действовал разумно, с надлежащей заботливостью и осмотрительно. Это, в свою очередь, является одним из критериев признания покупателя имущества добросовестным и предоставления ему защиты от истребования (виндикации) купленного.
Поскольку указанная статья игнорировала критерий добросовестности при оспаривании отчуждения совместной собственности, такая статья противоречит статье 35 конституции, гарантирующей право собственности, то есть является неконституционной. Если быть более точным, то не сама статья, а сложившийся характер ее применения.
"Признать пункт 1 статьи 302 ГК Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащиеся в нем положения - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - предполагают, что от добросовестного участника гражданского оборота, который возмездно приобрел жилое помещение у третьего лица, полагаясь на данные Единого государственного реестра недвижимости, и в установленном законом порядке зарегистрировал возникшее у него право собственности, это жилое помещение не может быть истребовано по иску бывшего супруга - участника общей совместной собственности, который не предпринял в соответствии с требованиями разумности и осмотрительности своевременных мер по контролю над общим имуществом супругов и надлежащему оформлению своего права собственности на это имущество и по требованию которого ранее сделка по распоряжению жилым помещением признана недействительной как совершенная другим бывшим супругом без его согласия."
Одновременно наш высокий суд указал, что разумный и осмотрительный супруг, не желающий нести риск утраты совместно нажитого имущества, оформленного на другого супруга, имеет средство защиты своих интересов. Закон позволяет ему, во-первых, инициировать раздел имущества, а во-вторых, может внести указания о том, что он является сособственником в единый государственный реестр недвижимости.
Следует добавить, что указание распространяется не только на недвижимость, но и на все сделки, требующие государственной регистрации или нотариального удостоверения и на сделки с имуществом, права на которое должны регистрироваться. Например, это доли в ООО, товарный знак, аренда на длительный срок.
Реквизиты постановления: Постановление От 13 Июля 2021 Г. N 35-П По Делу О Проверке Конституционности Пункта 1 Статьи 302 Гражданского Кодекса Российской Федерации В Связи С Жалобой Гражданина Е.В. Мокеева